О подразделении
 

О подразделении

История создания подразделений наркоконтроля и противодействия торговле людьми

Создание службы началось в 1994 году с образования в структуре Главного управления криминальной милиции (ГУКМ) МВД самостоятельного отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, с прямым подчинением его руководителя начальнику ГУКМ министерства.
Наркомания для Беларуси в то время не являлась новой проблемой. Как известно, о ней в республике впервые широко заговорили в 1980-х, когда были зафиксированы первые факты массового употребления наркотиков среди молодежи в Светлогорске. Но в 1990-х начал отмечаться ее дальнейший рост, на повестку дня встал вопрос здоровья нации, в связи с чем и возникла потребность создания специализированной службы для борьбы с распространением этого зла.

Говоря о контактах с зарубежными коллегами, нельзя не отметить профессионализм немецких полицейских.

Образование службы в 1996 году явилось своевременным решением. Министр внутренних дел генерал-майор B.C. Аголец, подписывая приказ о создании управления по незаконному обороту наркотиков, как руководитель правоохранительного ведомства и просто человек глубоко понимал тогда насущность и необходимость такого шага.

В настоящее время, оценивая деятельность правоохранительных структур по противодействию наркотикам в странах СНГ, без ложной скромности можно сказать: в Беларуси эта работа находится на самом высоком профессиональном уровне.

Но в решении этой серьезной социальной проблемы, которая называется наркоманией, и это хочется особо подчеркнуть, необходима концентрация усилий всего общества, а не только одного МВД.

Время продиктовало и организационно-штатные изменения в УННОН МВД Республики Беларусь. В управлении были созданы отдел контроля за легальным оборотом наркотиков и отдел по противодействию торговле людьми, сексуальной и иной эксплуатации, а само управление с 2004 года стало называться Управлением по противодействию незаконному обороту наркотиков и преступлениям в сфере нравов, что более полно отражало спектр решаемых им задач. В областных управлениях были созданы отделы нравов, отделы по выявлению и раскрытию тяжких преступлений. Во всех районах города Минска, а также в крупных городах создавались отделения, а в сельских районах - группы или специально выделялся сотрудник для обслуживания линии наркотиков и нравов. Таким образом выстроилась вертикаль, способная профессионально противостоять организованным преступным группам.

Необходимо отметить и ту большую нормотворческую работу, в которой приходилось принимать участие сотрудникам службы. В то время в республике законодательно не был определен перечень контролирующих органов, их полномочия и обязанности, существовало различное толкование и применение норм права прокурорскими, судебными и следственными работниками, особенно в толковании понятий добровольной выдачи наркотиков, проверочной закупки, оперативного эксперимента, оперативного внедрения, сутенерства, сводничества и т. п., что значительно осложняло практическую работу.

Руководство управления принимало участие в подготовке Пленума Верховного суда, законов, декретов и других нормативных актов. Работали с прокуратурой, судами, Комиссией Совета Безопасности по борьбе с коррупцией, организованной преступностью, наркоманией, представительствами ООН, MOM, другими правоохранительными и контролирующими органами.
Большая профилактическая работа службы по противодействию торговле людьми с целью сексуальной, трудовой и иной эксплуатации отмечена международным сообществом. За успехи в международном рейтинге Беларусь из третьей группы стран была переведена во вторую, что, соответственно, позволило перейти на другой инвестиционный режим в этой сфере. Службой налажено тесное взаимодействие с правоохранительными органами других государств, проводились согласованные спецоперации с задержанием торговцев людьми.